Рекомендации для педагогов
«Пути повышения учебной мотивации у обучающихся»
Современная система среднего профессионального образования признана обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих высокой познавательной активностью, готовых к постоянному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию, способных адаптироваться к изменяющимся условиям современного производств.
Образовательная система среднего профессионального образования признана решать эту важную задачу.
К выпускникам среднего профессионального образования предъявляются особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм (компетентность), активность и творчество. В связи с этим перед средними профессиональными образовательными учреждениями встала важная задача — организовать учебную деятельность так, чтобы она максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности студента. Эти требования определили необходимость создания в процессе профессионального обучения условий для формирования у обучающихся положительной профессиональной мотивации.
В современном образовании вопрос об учебной мотивации является центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслом образования. Педагог должен иметь представление о мотивах поведения своего студента и об основных его
потребностях.
Учёба в лицее может мотивироваться не только потребностью в приобретении учебно-профессиональных знаний и умений, необходимых для будущей профессии, но и потребностью занять определенное место в обществе, в группе лицея, среди приятелей, среди родственников.
Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Одним из факторов является учебная мотивация к получению профессии.
Мотивация является сложным, многоуровневым и изменяющимся психологическим явлением. Для гармоничного психологического развития и становления специалиста должна быть сформирована учебно — профессиональная мотивация на устойчивое желание учиться и получить профессию.
Качество формирования профессионалов в лицее зависит от многих факторов, таких как уровень профессиональной подготовки преподавательского состава, педагогической культуры, применение педагогических инновационных технологий, технической оснащенности учебных занятий, воспитательной работы, характер взаимодействия преподавателя и личности обучающегося, в процессе которого передаются знания, умения и навыки, но определяющим является то, насколько умело вовлечены сами обучающиеся в процесс познания и овладения профессиональными умениями и навыками, насколько глубоки и сильны мотивы, вызывающие желание активно действовать, преодолевать неизбежные затруднения при овладении профессиональным мастерством.
Своевременное выявление факторов, влияющих на формирование и изменение мотивов у студентов средних профессиональных образовательных учреждений в учебно-профессиональной деятельности, даёт возможность корректировать и отслеживать динамику учебных и профессиональных мотивов в течение обучения и влиять на профессиональное формирование студентов.
Формирование учебной мотивации у студентов в процессе получения образования и овладения профессией является необходимым условием успешности этой деятельности и удовлетворенности ею, а также условием позитивного отношения к избранной профессии в будущем.
Проблема формирования мотивации в процессе обучения студентов в СПО является центральным звеном учебно-профессионального процесса и для её реализации необходимо целенаправленное и рациональное воздействие.
Главная задача средних профессиональных учебных заведений России состоит в том, чтобы найти такие инновационные методы и подходы педагогического воздействия, которые бы наилучшим образом мотивировали личность абитуриента, а затем студента среднего профессионального образовательного учреждения на получение высокого уровня общего развития и профессионализма.
Дейл Карнеги утверждает: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать — заставить человека захотеть это сделать». Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е.
чтобы они приобрели значимость для обучающегося.
Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.
Мотив, в отличие от мотивации, – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностный свойством, изнутри побуждающим к совершенствованию определенных действий.
Процесс мотивирования студентов преподавателем
Студент — это не школьник, которому можно сказать “так надо”, студенту необходимо объяснить каким образом знания ему пригодятся в будущем. Студент приходит в профессиональное учебное заведение не только за знаниями, а и за тем (в большей степени), чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их будущей деятельности.
Стимулирование на результат, а не на оценку. Студента необходимо не только заинтересовать предметом, но
и открыть для него возможности практического использования знаний. Для этого можно проводить интегрированные уроки, на которых прослеживается связь образовательного и специального предметов.
Студенту очень важно, чтобы педагог был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса. Преподаватель должен использовать эффективную форму мотивации — укреплять уверенность в собственных силах студента. Чем больше доверяют обучающимся, тем охотнее они сотрудничают с
преподавателем в процессе обучения.
Уважение к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения.
Психологи советует: «…не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие). Тогда у вашего подопечного будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Дайте ему, что вы хотите получить от него».
Заинтересовать их. Все студенты будут с удовольствием посещать занятия, если заинтересовать их своим предметом.
Мотивация личным примером. Интерес обучающегося к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью, но и личными качествами педагога. Преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, не опаздывает, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные, самостоятельные и практические работы студентов, ценится ими.
Сдерживание своих обещаний. Нельзя обманывать студентов. Если обещали увлекательную экскурсию или провести интересный тест, соревнование или посмотреть фильм, то не отступать от намеченных целей.
Формирование положительного отношения к профессии.
Необходимо подбадривать и одобрять выбор профессии студентов, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах.
Доброжелательный, спокойный тон, положительный, приветливый настрой, залог эффективного труда.
Интонации должно быть достаточно, чтобы выделить важное, сделать акцент, заставить задуматься.
Одобрять успехи студентов, демонстрировать их достижения (например, за хорошее или отличное выполнение работы). Публичная похвала, особенно с описанием достоинств и отличительных особенностей прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию.
Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности и их личным мнением по каким-либо вопросам.
Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, организация дискуссий и споров, рассмотрение различных ситуационных задач — важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживание качественного взаимодействия между педагогом и обучающимся.
Обучающиеся профессиональных учебных заведений намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ.
Действительно, практический опыт, и тем более профессиональный, невозможно приобрести во время выполнения разовых практических и лабораторных работ. Необходима система подготовки, обеспечивающая приобретение и совершенствование опыта. И если в учебном процессе студент шаг за шагом будет осваивать приёмы выполнения работ и выполнять конкретные действия в ходе решения профессиональных задач, приобретая первоначальный опыт, а затем и профессиональный, то заставлять его, учиться будет не нужно.
Методы развития учебной мотивации
Метод«Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых студенту предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс.
Метод «Ситуация успеха» - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Различается успех и ожидания личности.
Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.
Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность обучающихся к соперничеству
направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, они быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
Итак,
педагог постоянно должен изучать мотивы обучения и поведения студентов. Педагог должен хорошо знать приемы возбуждения интереса ребят, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.
Метод создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в
готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести обучающихся к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…».
Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать
проблемные вопросы: вопросы, адресованные студентам, в которых сталкиваются
противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее
очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по
установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к
более глубокому пониманию.
Приемы повышения интереса к учебному материалу
На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию обучающихся, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний обучающихся:
Приём “Отсроченная отгадка”.
1 вариант. В начале урока группе задается загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. «На следующем уроке обучающиеся узнают о …»
Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили обучающимся необходимость изучения
этой темы?
Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Прием «Фантазёр» На доске записана тема урока. - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
Прием «Верные - неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Студенты выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет
удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаем ошибку. Сначала студенты предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить обучающихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание обучающихся.
Приём “Удивляй”. Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать удивительные факты.
Приемы повторения пройденного на уроке.
На этапе повторения изученного материала важно, чтобы обучающимся было интересно
проработать этот материал. Используя разные приёмы, выполняя задание, студент
самостоятельно и по-своему выражал полученное на уроке знание.
Прием «Повторение с расширением». Студенты составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.
Прием «Свои примеры». Студенты подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.
Прием «Повторение с одновременным контролем». Обучающиеся составляют серию контрольных вопросов к
изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни студенты задают свои вопросы, другие на них отвечают.
Проверка домашнего задания тоже может проходить в необычной форме.
Приём «Открытые задания»
Большой интерес студенты проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями обучающегося.
Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.
Использование дифференцированных заданий. На различных этапах урока используют и другие формы и методы деятельностного подхода, повышающие учебно-познавательную мотивацию студентов.
Дифференцированные
задания в значительной мере способствует активной мыслительной деятельности всех студентов, независимо
от их способностей и возможностей, тем самым повышают учебно-познавательную мотивацию.Под уровневой дифференциацией обучения понимается разделение обучающихся на группы, выполняющие учебные задания разной сложности, осваивающие учебный материал на разных уровнях глубины. Необходимо включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Задания по всем предметам представляются как разно уровневые, позволяющие не затормозить развитие «сильных» обучающихся и помочь «слабым» преодолеть трудности обучения.